Зеленый змий
Напишите мне письмо Гостевая книга Ссылки на сайты с алкогольной тематикой Поиск по сайту Алкогольный юмор Водка в медицине Напитки других стран Приготовление и использование браги Рецепты приготовления Технология изготовления История создания водки Алкогольные новости На первую страницу

История создания
крепких спиртных напитков
и рапространения водки на Руси

(продолжение 5)

История пития [44 кб]

За такое решение выступали многие видные государственные деятели, юристы, ученые. Было понятно, что отсутствию элементарной культуры потребления водки у широких народных масс можно противопоставить только лишь терпеливую и долгосрочную работу под эгидой государства. Никакие единичные акции и указы здесь не помогут. Решению всех этих задач должно было способствовать введение государственной водочной монополии, начиная с 1894 года. Будучи глубокой реформой, водочная монополия разрабатывалась серьезно и всесторонне и была рассчитана на 8 лет.

Задачи водочной монополии состояли в том, чтобы передать производство и торговлю водкой в стране из частных рук в государственные, добившись при этом ликвидации подпольного самогоноварения, привить народу культуру потребления водки, высоко поднять качественный стандарт этого русского напитка.

Специальная комиссия во главе с великим русским химиком Д. Менделеевым, вырабатывавшая рекомендации правительству по введению государственной монополии, советовала наряду с достижением высокой химической чистоты продукта, снижающей его вредные последствия для здоровья, всемерно улучшать условия общественного потребления водки, пропагандировать домашнее потребление в достойной человека обстановке, распространять знания о применении водки с разными целями и в разных ситуациях, чтобы научить смотреть на водку, как на элемент застолья, а не как на средство, вызывающее сильное опьянение и забвение.

В 1894-1902 годах последовательно, по регионам России, начиная со столиц и затем на окраинах, стала осуществляться глубокая, поэтапная реформа по вве дению государственной водочной монополии. В 1902 году она вступила в силу и по всей стране. Введение четвертой по счету государственной монополии на производство водки, у истоков которой стоял крупнейший политический деятель России министр финансов граф Сергей Юльевич Витте, привело к необходимости строительства казенных водочных заводов. В самом начале века было заложено строительство трехсот пятидесяти казенных винных заводов (складов, как их тогда называли). Одним из таких заводов явился Московский казенный винный склад № 1, впоследствии известный под названием "Кристалл".

Итак, цели государственная водочная монополия преследовала благие, но действовала недолго - фактически менее десяти лет. В 1904-1905 годах (русско-японская война) был введен запрет на водочную торговлю в ряде регионов страны. В 1905-1907 годах (в годы первой русской революции) сохранялись и действовали частично ограничения на водочное производство и торговлю.

И только в 1906-1913 годах водочная монополия осуществлялась во всем объеме и привела к некоторым положительным результатам по сокращению хотя бы внешних проявлений пьянства. Была упорядочена торговля водкой. Лишь в столицах и крупных городах она велась с 7 часов утра и до 22 часов вечера. На селе она завершалась до 20 часов. Во время проведения различных общественных мероприятий (выборов в Думу, деревенских и волостных общинных сходов) торговля водкой была строго запрещена. Ко всем самогонщикам применялись уголовные наказания.

Положительным моментом водочной монополии явились успехи в борьбе с употреблением народом различных водочных "эрзацов". В конце XIX века, в момент, когда государственное винокурение еще не набрало силу, излюбленным средством русского народа становится так называемый "киндербальзам" или "подъемные капли", представляющие собой раствор лавандового, мускатного, лимонного, гвоздичного, укропного, мелиссного, китайской корицы и кудрявой мяты масел в спирте. Этот медицинский препарат применялся крестьянами в качестве спиртового напитка. Потребление его приводило к крайне тяжелым последствиям для потребителей. Появление дешевой государственной водки сделало бессмысленным употребление народом различных спиртовых растворов.

Водочная монополия значительно укрепила государственный бюджет. В начале XX века в России более трети годового дохода государства составляла выручка от торговли водкой. В стране насчитывалось около миллиона кабаков, трактиров и других питейных заведений. С 1908 по 1912 годы было продано 440 миллионов ведер сорокаградусной водки. За эти годы от ее продажи получено прибыли 185 миллионов рублей, а от эксплуатации железных дорог - только 160 миллионов рублей. Потребление водки на душу населения неуклонно росло и составило по годам, в литрах:
1891-1895 гг. - 4,3
1891-1895 гг. - 4,3
1896-1900 гг. - 5,0
1901-1905 гг. - 5,23
1906-1910 гг. - 6,09

Считалось, что спиртное полезно для организма и нужно бороться только против пьянства, поощряя тем не менее потребление спиртного. Царский министр финансов говорил, что "требование полной трезвости противоречит общепринятому мнению о пользе умеренного потребления горячительных напитков".

Вступив в первую мировую войну, правительство России 2 августа 1914 года вынуждено было издать постановление о прекращении продажи водки населению и о производстве этилового спирта исключительно для технических нужд фронта и медицинских целей.

(для продолжения нажмите на стрелку)

Назад На первую страницу Вперед