Зеленый змий
Напишите мне письмо Гостевая книга Ссылки на сайты с алкогольной тематикой Поиск по сайту Алкогольный юмор Водка в медицине Напитки других стран Приготовление и использование браги Рецепты приготовления Технология изготовления История создания водки Алкогольные новости На первую страницу

Эх, водку испортили

Скандалы в алкогольной области губят напиток

Итоги-2000: Год, как всегда, изобиловал нефтяными, алюминиевыми и металлургическими войнами. С ОМОНом, захватами кабинетов, судами и компроматами. Война пришла и на водочный фронт. Самыми заметными оказались боевые действия в компании "Смирнов" и на московском "Кристалле". Водка от этого лучше не стада.

Скандалы, которые уже целых полгода сотрясают московский ликёроводочный завод "Кристалл", не случайны. Одно из лучших столичных предприятий переживает самый страшный кризис за все сто лет своего существования. И что самое интересное - кризис этот логичен. Если внимательно проследить историю завода, вспомнить, кто и когда им руководил, как развивались производство и торговля фирменными водками, станет ясно: крах был неизбежен.

Советские газеты всегда писали о московском "Кристалле" как о "флагмане пищевой отрасли". Ещё бы: при непреходящей любви россиян к водке спрос на продукцию завода нарастал год от года. Власть как могла поощряла эту страсть, поскольку завод исправно кормил бюджет. Но вот парадокс: не имея в течение многих десятилетий приличных конкурентов на водочном пространстве, руководители завода даже не заботились о том, чтобы десятки фирменных водок были запатентованы на имя "Кристалла". Это было главным просчётом бессменного гендиректора завода Владимира Ямникова (он умер в 1997 году от цирроза печени), можно сказать, роковым. Мало того, что десятки региональных заводов и заводиков выпускали такие марки водок, как "Столичная", "Московская", "Лимонная" и пр., "Кристалл" проиграл главное - он потерял мировой рынок водки.

В США "Столичная" и "Московская" до недавнего времени пользовались высоким спросом. В 1954 году при так называемом слепом тестировании кристалловская "Столичная" побила все рекорды, превзойдя по качеству все другие водки. Но, начиная с середины 80-х годов американцы перестали понимать, как же "Столи" (так её здесь называли) они пьют. Дело в том, что бывший советский внешнеторговый монополист - Союзлодимпорт, торговавший фирменными кристалловскими водками, зарегистрировал эти торговые марки на себя. Все, рынок США был для "Кристалла" утрачен. Но даже и не это главное. Америку захлестнули иски то от Союзплодимпорта, то от "Кристалла". Завод проиграл, и теперь ему приходится покупать лицензию на производство своей же водки. Это ежегодно обходится "Кристаллу" в 60-80 миллионов рублей, которые могли 6ы быть пущены на что-то более полезное. Но и это ещё не самое страшное. Вот три года Союзплодимпорт заказывает изготовление "Столичной" и "МОСКОВСКОЙ" на питерском заводе "Ливиз".

В России в это же время шли похожие процессы. Покупатели никогда не могли знать наверняка, чью водку они покупают. На этикетке написано: "Продукция ЛВЗ "Кристалл", а внутри... Продукцию предприятия подделывали все кому не лень - от региональных заводов до полуподвалов. Репутация "Кристалла" начала стремительно падать. Качество водки - тоже. Достаточно сказать, что в мае этого года на традиционной международной выставке-ярмарке в Брюсселе продукция "Кристалла" заняла позорное 19-е место. И это наша водка, которая всегда была на втором-третьем месте!

При этом региональные производители не теряются, и можно сказать, что за последние 5 лет фирменное кристалловское качество водки исчезло как вода, растворилось. Потребители не знают наверняка, продукцию какого завода (или цеха) они купили. Самое интересное, что уничтожить недобросовестных конкурентов руководителям завода было нетрудно. "Кристалл" всегда пользовался опекой как федеральных, так и столичных властей (до недавнего времени контрольный пакет акций завода находился в трастовом управлении у московского правительства. И при наличии доброй воли командиры "Кристалла" пусть не без труда, но всё же могли бы поднять качество собственных водок на недосягаемую высоту. Одновременно привлечь все карательные мощности государства и уничтожить весь "левак" на корню.

Так, как это сделал когда-то шведский концерн "Абсолют", разоблачив и стерев с лица земли имитаторов фирменной водки, построивших заводы в Венгрии и Хорватии и заваливших подделкой всю Россию. Шведы в середине 90-х, кстати, занимались не только контрразведкой, они просто остановили отгрузку водки в Россию, заявив, что с 1995 года в РФ из Швеции не поступило ни одной настоящей бутылки "Абсолюта". Потребители тогда вмиг "протрезвели", осознав, что пьют подделку, и венгерский бизнес стал хиреть. "Кристалл" на такой мужественный и требующий маркетинговой изобретательности поступок, конечно, пойти не может. Он все эти годы продолжает выпускать водку, отлично понимая, что в это же время в десятках российских городов энергично штампуются "кристалловские" этикетки. Таким образом, чью водку мы берём в руки, теперь может сказать только один человек - оптовик, получающий продукцию с заводских складов. Разумеется, он никогда ни в чём не сознается.

Снятый несколько месяцев назад с работы бывший гендиректор "Кристалла" Юрий Ермилов в одном из интервью с гордостью заявил, что никакая подделка не сравнится с настоящей водкой, сделанной на "Кристалле". Достаточно пригубить рюмку, чтобы понять, фирменная она или нет. Думается, что лукавил Ермилов. Он отлично знал, что в последнее время и региональные ЛВЗ, и его родной завод используют одно и то же сырьё - отечественный спирт (кстати, спирт "Кристалл" получает из разных источников, поэтому проконтролировать его качество всё труднее). И что приличные российские заводы давно уже обзавелись такими же линиями очистки и розлива, какие есть на "Кристалле". Отсюда можно сделать вывод, что это и привело к печальному результату: московская водка уже давно не выдерживает конкуренции с вполне приличной продукцией амбициозных регионалов, мечтающих примерить на себя лавры хиреющего "флагмана отрасли". Буквально в затылок "Кристаллу" дышат сегодня такие водочные зубры, как самарский "Родник", иркутский "Кедр", новосибирский "Каолви", "Алкон" из Великого Новгорода, чебоксарский "Чуваш-спиртпром", владикавказский "Исток". Директора этих заводов спят и видят, как бы занять нишу "Кристалла" на столичном и подмосковном рынках. Улучшают качество водок, заботятся о репутации и раскрутке родных брэндов.

На "Кристалле" же всё идёт наоборот. То по Москве ходят душераздирающие истории о беспробудном пьянстве Владимира Ямникова, а потом и Юрия Ермилова (патриоты собственной продукции, что поделаешь!). То все смакуют подробности недавней замены Ермилова на Александра Романова, а потом на Сергея Лукашука. Судебные приставы, люди в масках. Репутация завода не просто подмочена. Она такая мокрая, хоть выжимай. Последним штрихом к довольно мрачному портрету "Кристалла" образца 2000 года стали сообщения о том, что сотрудники Управления по борьбе с экономическими преступлениями всё чаще обнаруживают склады с подпольной водкой "Гжелка". Эта водка, которую придумал Владимир Ямников, в последние 3-4 года давала основную прибыль заводу. Вначале она действительно была неплохого качества. К тому же "Гжелку" и некоторые другие сорта водок хозяева "Кристалла" снабдили суперсовременной, как казалось, защитой от фальсификации - пластиковыми дозаторами. Однако российские умельцы быстро научились подделывать "Гжелку", и в ближайшее время это обязательно скажется на покупательском спросе.

И что, кто-нибудь слышал выступления руководства "Кристалла" по этому поводу? Может, объявлена борьба с подделкой? Может, нынешнее руководство завода денно и нощно ломает голову над тем, как можно защитить свою продукцию каким-нибудь новым, более современным способом? На заводе по-прежнему идёт дикая схватка за кресло гендиректора, и никому нет дела до того, что ударными темпами тает былая слава лучшего московского предприятия - знаменитого на всю страну и мир "Кристалла".

Александр Карганов
"Версия", № 50, 2000 г