Зеленый змий
Напишите мне письмо Гостевая книга Ссылки на сайты с алкогольной тематикой Поиск по сайту Алкогольный юмор Водка в медицине Напитки других стран Приготовление и использование браги Рецепты приготовления Технология изготовления История создания водки Алкогольные новости На первую страницу

Спиртное опять дорожает

В московских магазинах дорожает спиртное. Причина – заводам и продавцам надо приспосабливаться к новому порядку сбора акциза на алкоголь.

Когда правительство в прошлом году предложило депутатам изменить порядок сбора акциза на алкоголь, его основным аргументом было усиление контроля за незаконным оборотом спиртных напитков. Чиновники призывали не драматизировать ситуацию – тем более, что срок для подготовки к введению новых акцизных порядков был продлен с 1 января до 1 июня. Но заветы Виктора Черномырдина оказались выполнены – реализация благих намерений, как всегда, привела к хаосу на российском алкогольном рынке. Как сообщил «Газете.Ru» глава Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин, к понедельнику алкогольный кризис только усилился.

Уже к концу этой недели москвичи могут столкнуться с давно забытым явлением – дефицитом алкоголя в продаже

Сейчас магазины стремительно распродают свои запасы, и нет уверенности, что в ближайшем будущем они смогут их пополнить. Как известно, после 1 июня половину ставки акциза на алкоголь платят производители, а половину – оптовики. При этом производители и оптовые продавцы алкоголя могут хранить свой товар только на специальных акцизных складах, а продавать его только при наличии специальных региональных акцизных марок. В наличии нет ни того, ни другого – из необходимых 1500 складов открыты единицы, а выданы разрешения на открытие еще 400. Что касается марок, то во многих регионах еще даже не объявлены конкурсы на право их производства.

В результате большинство заводов России вынуждено было остановить свое производство – ведь не имея статуса акцизного склада, они не могут даже разливать вино и водку по бутылкам. Правда, правительство разрешило заводам еще три месяца торговать продукцией, произведенной до 1 июня. Да и то лишь после проведения специальной инвентаризации. Но с инвентаризацией тут же возникли проблемы – у налоговых органов просто не хватает персонала. Подсчитать остатки в магазинах они еще смогли, а вот с оптовыми складами и производителями вышла задержка. Именно из-за этого под угрозой оказалась розничная торговая сеть. Но даже если заводам удастся договориться о распродаже своих запасов, это даст лишь временный эффект. Далеко не все заводы располагают полными складами. Например, как сообщили корреспонденту «Газеты.ru» в отделе сбыта завода «Топаз», остатки продукции для Москвы будут исчерпаны еще до конца недели, а поставки в регионы сейчас просто остановлены.

Решить проблему на долгий срок позволит появление пресловутых региональных акцизных марок. Производители ничего не имеют против: «Мы хоть как елку бутылку обклеим,» – сказали на «Топазе». Но вот в чем беда – в Москве марки появятся через одну-две недели, в Санкт-Петербурге конкурс на производство марок будет проведен лишь во вторник, 5 июня. Ситуация выглядит просто абсурдной – власти вводят правила, для выполнения которых просто нет технических средств. Но алкогольный бизнес слишком уж выгодная сфера, чтобы ее развитие управлялось случайностями. Заместитель председателя думского комитета по бюджету и налогам Сергей Штогрин сообщил «Газете.ru», что депутаты еще в прошлом году предупреждали представителей правительства о проблемах, которые могут возникнуть при введении нового порядка сбора акцизов, но в ответ получили уверения в том, что все нововведения хорошо подготовлены.

Как считает Павел Шапкин, сложившееся положение стало результатом борьбы амбиций между федеральными и региональными властями. Центр попытался ограничить право регионов контролировать производство алкоголя, которое, между прочим, является одной из самых доходных статей местных бюджетов. Поэтому был отвергнут первоначальный проект акцизной реформы, который разрешал принимать на акцизные склады продукцию с уже существовавшими в 72 регионах идентификационными марками, а не вводить новые. По мнению Шапкина, в таком виде реформа не потребовала бы больших технических приготовлений и не привела бы к сбоям в производстве. Впрочем, правительство сумело настоять на своем и теперь пожинает плоды своих успехов. Дело вполне может закончиться серией судебных исков к федеральным властям со стороны производителей алкоголя, которые понесут убытки, если их товар застрянет на пути в магазины. А гражданам остается лишь надеяться, что грандиозные очереди за водкой времен горбачевской антиалкогольной компании не станут вновь реальностью.

Андрей Литвинов Gazeta.ru
4 июня 2001 г.