Зеленый змий
Напишите мне письмо Гостевая книга Ссылки на сайты с алкогольной тематикой Поиск по сайту Алкогольный юмор Водка в медицине Напитки других стран Приготовление и использование браги Рецепты приготовления Технология изготовления История создания водки Алкогольные новости На первую страницу

АЛКО О ДВУХ КОНЦАХ
При Путине мы стали пить больше, чем при Ельцине

Судя по всему, в преддверии выборов думцы, потеряв остатки совести, устроили тотальную распродажу законов. При том, что моральные качества народных избранников чуть ниже, чем у недорогих девушек с Садового кольца, берут они явно недешево. Но зато, как говорится, встанут в любую позу — их последние инициативы просто умиляют: срочную проверку в соответствующих подкомитетах Госдумы проходят сразу два законопроекта, которые должны разрешить торговлю крепкими спиртными напитками в автолавках! Вы только вдумайтесь: специальный закон, чтобы можно было продавать паленую водку в самой глубокой глубинке. И это после двух недель антиалкогольной истерии, которую устроили в Думе и правительстве “борцы за трезвость”...

Нелишне вспомнить, что нынешний президент и его парламентская команда шли на выборы под “трезвым” знаменем. Путин позволил себе как-то даже публично отказаться выпить. Для преемника Ельцина это был красивый жест. Тем не менее цифры утверждают обратное: за время пребывания у власти новой администрации созданы тепличные условия для развития алкогольного рынка. По темпам роста он опережает даже нефтяной.

Начиная с 91-го года в России идет рост потребления спиртного. В пересчете на каждую живую душу к 96-му году мы выпивали примерно 7,5 литра чистого алкоголя. Но это по данным Госкомстата. Независимые источники утверждают, что не менее 12 с половиной литров. Четыре года назад был даже некоторый спад, пока в 1999 году не произошел резкий скачок: в 2001 году мы пили уже по 17 литров. Притом что Всемирная организация здравоохранения считает, что уже при среднем показателе в 14 литров начинается вырождение генофонда. Учитывая, что четыре пятых алкоголя в стране выпивают мужики, можно только пожелать нам светлого будущего...

Начиная с 99-го каждый год мы приращиваем в питие примерно на четверть. Например, в этом году спирта россияне уже выпили на 18 процентов больше, водки — на 10, коньяка — на 37, пива — на 60! Так в чем же дело? Почему в конце срока такого, скажем мягко, выпивающего президента, как Ельцин, народ вроде стал пить меньше, а у ведущего исключительно здоровый образ жизни ВВП — дошел до критической отметки? Ответ — в действиях руководства страны, которое в последние годы проводит политику спаивания собственного народа. Или, по-научному, наращивания сверхприбылей от продажи алкоголя.

Дело в том, что рынок алкогольной продукции рынком в полном смысле этого слова назвать нельзя. Он полностью (если исключить пивные компании) контролируется государством. То есть свободная конкуренция здесь только на уровне продавцов, а всем производством ведает “Росспиртпром”. У этого государственного предприятия находятся в собственности 18 заводов-производителей этилового спирта и активы более 120 крупных ликеро-водочных заводов страны. Это порядка 75 процентов производства всего алкоголя. И ни в одном развитом государстве мира нет такой вакханалии на алкогольном рынке — правительство, которое заинтересовано в процветании своего народа, не позволяет расти объемам производства и продаж спиртного на внутреннем рынке.

У нас же все наоборот. Государство попросту выкачивает из народа деньги: себестоимость литра водки — порядка рубля с небольшим, все остальное — чистая прибыль и расходы на рекламу. Все последние законодательные подвижки в этой области были связаны исключительно с попытками вывода из тени “левой” прибыли. Цель, конечно, благая — направить эти деньги в бюджет. Но прошло уже более года со дня принятия второй части Налогового кодекса, где вводился новый порядок взимания акциза, а воз и ныне там. Как была официальная собираемость алкогольного акциза на уровне 60 процентов, так и осталась. Растут только объемы производства, которые по идее в связи с новыми ограничениями должны были снизиться. Ничего подобного — возросли.

Более того, “водочные короли”, оправившись от напора “пивных бочек”, начали искать новые ниши. Знаменитая поправка к Закону “О рекламе”, ограничивающая рекламу пива, переориентирует потребителей на более крепкие напитки. А откуда “растут ноги” у последних, совершенно бредовых законопроектов — и вовсе секрет Полишинеля. Летом в “Росспиртпроме” неожиданно поменялся руководитель. Само собой, “генерал” из той же команды. В планах этого водочного генерала — создание на базе этого и без того мощнейшего холдинга вертикально интегрированной компании. То есть чтобы от конвейера к стакану — по типу нефтяных компаний. Так что наливать будут теперь по-крупному, с генеральским размахом.

И последнее. После горбачевской антиалкогольной кампании как-то принято считать только отрицательные результаты: мол, виноградники повырубали... Но есть и другие итоги. Существует прямая зависимость между ростом пития и смертностью. Так вот, всеми обруганный генсек сохранил жизнь примерно миллиону с хвостиком россиян. Причем здесь учитываются только прямые причины — отравления, ДТП, циррозы и так далее. Нынче же алкогольная война продолжается. И народ, увы, в ней обречен.

Марат ХАЙРУЛЛИН
Московский Комсомолец
14 октября 2002 г.