Зеленый змий
Напишите мне письмо Гостевая книга Ссылки на сайты с алкогольной тематикой Поиск по сайту Алкогольный юмор Водка в медицине Напитки других стран Приготовление и использование браги Рецепты приготовления Технология изготовления История создания водки Алкогольные новости На первую страницу

Ушли на склад
Алкогольный рынок начал концентрироваться

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Новые правила маркировки алкогольной продукции вытесняют с рынка мелких игроков. К 1 сентября, когда закончился срок реализации алкогольной продукции без региональной акцизной марки, из 3000 оптовых компаний, работавших в России в 2000 г. , акцизными складами обзавелись всего около 400. Остальные стоят перед выбором - идти на поклон к хозяевам складов или покидать рынок. В этом смысле показательным является рынок Санкт-Петербурга: только 22 из 156 компаний-оптовиков получили разрешение на создание акцизного склада.

Согласно второй части Налогового кодекса с 1 июня вся алкогольная продукция, произведенная в стране, должна маркироваться двумя акцизными марками (федеральной и региональной) и проходить через акцизный склад. При этом 50% акциза выплачивает производитель, а 50% - компания-оптовик, маркируя каждую бутылку региональной акцизной маркой. Срок реализации продукции, маркированной по-старому, истек 1 сентября.

Согласно исследованиям компании "Гортис", месячный оборот на водочном рынке Петербурга оценивается в $60 млн, на винном - в $65 млн. По данным "Бизнес-Аналитики", на рынке водки крупнейшими игроками являются петербургские производители "ЛИВИЗ" (41,5% рынка) , "Ладога" (19,5% ) и "Нива" (3,2% ), а также компании из других регионов - РВВК (4,9% ) и Киришский БХЗ (4,5% ). Крупнейшие производители вина: Детчинский завод (10,43% петербургского рынка) , "Фанагория" (8,43% ), "Басвинекс" (6,71% ) и петербургский комбинат "Игристые вина" (5,51% ).

По словам источника в управлении Министерства по налогам и сборам по Санкт-Петербургу, с июня по сентябрь выдано 22 разрешения на создание акцизных складов. По его словам, разрешения получили все, кто подал заявки. Всего в Петербурге акцизные склады могут создать 37 компаний-оптовиков, прошедших в марте конкурсный отбор Комитета экономики и промышленной политики. Однако в УМНС предполагают, что не все из них воспользуются возможностью. "Акцизный склад подразумевает, что компания готова вовремя и в полном объеме выплачивать свою часть акциза. Не все к этому готовы", - считает источник.

По мнению участников рынка, мелкие компании, не прошедшие через акцизное сито, занимают до 20% местного алкогольного рынка. Генеральный директор компании "Евро-Алко", одного из крупнейших петербургских оптовиков, Виктор Будилов считает, что небольшим игрокам придется пользоваться акцизными складами других компаний, что приведет к повышению цен и потере конкурентоспособности. На склад "Евро-Алко", которая получила разрешение УМНС, уже пришли первые такие клиенты. В конечном итоге, считает Будилов, компаниям без склада придется уйти с рынка, либо они будут поглощены крупными оптовиками.

По оценке директора по маркетингу компании "Сварог" Евгения Галкина, после прохождения через чужой акцизный склад стоимость каждой бутылки увеличится на 2 - 3 руб. Кроме того, она считает, что небольшой компании не под силу оборудовать собственный склад: затраты могут достичь $50 000, что составляет около половины месячного оборота мелкого оптовика. "Сварог" не стал получать разрешение, поскольку около 90% его ассортимента приходится на импортную продукцию, которая не подпадает под новые правила маркировки.

Оставшиеся без акцизных складов небольшие компании без оптимизма смотрят на свое будущее. "Правила регулирования алкогольного рынка меняются часто, так что, может быть, через пару месяцев ситуация для нас улучшится", - говорит менеджер компании "Кубанские вина". Его компания не может подать заявки на создание склада, поскольку ее годовой оборот ниже, чем требуется. Разрешения могут быть выданы только тем оптовикам, которые за 2000 г. продали не менее 5000 дал в пересчете на абсолютный алкоголь.

НАЛОГОВИКАМ НРАВИТСЯ.

В августе МНС снова отрапортовало о росте сборов с производителей алкоголя. При этом увеличение налоговых платежей чиновники связывают именно с новым механизмом взимания акцизов. По словам замминистра РФ по налогам и сборам Виктора Берестового, поступления акцизов от реализации спирта-сырца и этилового спирта, водки и ликероводочной продукции за семь месяцев 2001 г. увеличились на 45,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 11,4 млрд руб. В июле поступления акцизов на алкоголь в федеральный бюджет увеличились на 60% по сравнению с июлем прошлого года и составили 1,7 млрд руб.

Анатолий Темкин "Ведомости
3 сентября 2001 г.