Зеленый змий
Напишите мне письмо Гостевая книга Ссылки на сайты с алкогольной тематикой Поиск по сайту Алкогольный юмор Водка в медицине Напитки других стран Приготовление и использование браги Рецепты приготовления Технология изготовления История создания водки Алкогольные новости На первую страницу

Вторая национализация водки

По "Союзплодимпорту" нанесен очередной удар

Таблица

Вчера Московский арбитражный суд признал ничтожной сделку, в результате которой частная компания ЗАО "Союзплодимпорт" стала обладателем известных водочных товарных знаков, в том числе - "Столичной", "Русской" и "Московской". Таким образом был сделан еще один шаг к полной национализации этих марок. Представители государства уже говорят о полной победе, а "Союзплодимпорт" тем временем отошел на заранее подготовленные позиции и готовится к новому раунду борьбы.

Борьба за популярные марки российских водок обострилась осенью. По решению "Роспатента", вынесенному 26 октября, ЗАО "Союзплодимпорт" лишилось 43 алкогольных товарных знаков, их владельцем стала Российская Федерация в лице Минсельхоза. Запись в реестре товарных знаков была изменена на основании решения Высшего арбитражного суда, принятого 16 октября. Суду пришлось разбираться в крайне запутанной истории. Всесоюзное внешнеторговое объединение "Союзплодоимпорт" (ВВО СПИ) до 1992 г. владело товарными знаками, включая "Столичную" и "Московскую". Но в 1997 г. Внешнеэкономическое акционерное общество (ВАО) "Союзплодоимпорт", в которое к тому моменту трансформировалось советское ВВО СПИ, за 1,7 млн деноминированных рублей продало товарные знаки частному ЗАО "Союзплодимпорт" (название отличается отсутствием второй буквы "о"; корпоративного родства между ВАО и ЗАО не было). Позднее ВАО было преобразовано в Плодовую компанию. Поскольку суд признал, что преобразования ВВО СПИ были незаконными, государство получило право утверждать, что и продажа марок частной фирме по ходу этих преобразований тоже была нелегитимной. Однако уже 2 ноября 2001 г. "Роспатент" вернул ЗАО 26 из 43 национализированных товарных знаков. Они были зарегистрированы после 1992 г. и не принадлежали ВВО "Союзплодоимпорт".

Генпрокуратура атаковала "Союзплодимпорт" по нескольким направлениям. В частности, она обратилась в Московский арбитражный суд с требованием признать незаконной сделку по продаже Внешнеэкономическим акционерным обществом "Союзплодоимпорт" 43 товарных знаков частной компании ЗАО "Союзплодимпорт". Эта сделка состоялась в декабре 1997 г. Суд, руководствуясь решением Высшего арбитражного суда от 16 октября, признал сделку ничтожной, поскольку товарные знаки не принадлежали ВАО.

В Минсельхозе предвкушают близкую победу. При министерстве создано ФГУП "Союзплодоимпорт", которое по замыслу чиновников должно заняться продажами "Столичной" и других водок уже от имени государства. "Конечно, решение суда может быть обжаловано, - сказал "Ведомостям" информированный сотрудник ФГУП, - однако, если оно вступит в силу, ЗАО автоматически потеряет права на все 43 товарных знака".

В ЗАО "Союзплодимпорт" придерживаются иного мнения. Как сказал гендиректор компании Андрей Скурихин, решение арбитражного суда обязательно будет обжаловано. Однако в случае вступления его в силу ЗАО будет настаивать на том, что является добросовестным приобретателем товарных знаков.

Спасет ли это обстоятельство компанию, возглавляемую Скурихиным, непонятно. "В законодательстве нет однозначной трактовки понятия "добросовестный приобретатель", - говорит партнер компании Baker & McKenzie Евгений Ариевич. - Если вы, например, купили краденую машину, а владелец потом нашелся, то суд скорее всего решит машину вернуть первоначальному владельцу, а вам предложат взыскать свои убытки с того, кто вам ее продал".

Сейчас с определенностью можно сказать лишь, что все развернувшиеся в последнее время события касаются только российского рынка. Основной же доход группа S.P.I. (в которую входит ЗАО "Союзплодимпорт") получает от продажи "Столичной" на экспорт - всего за 2001 г. было продано 2,5 млн дал. Чтобы завладеть зарубежными рынками сбыта, Минсельхозу придется вести тяжбы с "Союзплодимпортом" в каждой стране отдельно. Основными рынками сбыта русской водки являются сейчас США и Германия.

Роман Кутузов
Ведомости
31 января 2002 г.